24.06.2011, 20:13

Риски или привилегии? В Перми обсудили, стоит ли учиться за рубежом.

Круглый стол на тему «Европейское образование: потенциальные возможности и риски» стал в этом году первым мероприятием, которое прошло в рамках фестиваля «День Европы 2011». В аудитории ПГУ собрались преподаватели, представители Европейского союза и студенты, чтобы обсудить, как должно развиваться российское образование, и нужен ли европейский уровень знаний русским работодателям. Мнения участников круглого стола зачастую не совпадали, поэтому за круглым столом развернулось живое обсуждение.

Алексей Гилев после окончания ПГУ решил продолжить образование и поступил в Европейский университет в Санкт-Петербурге. Через три года он вернулся в Пермь. Теперь Алексей уверенно заявляет, что в поиске работы синие или красные «корочки» имеют весьма ограниченное значение: «Европейское образование дает навыки и умения, позволяет завести полезные знакомства, но в Перми работодатели не слишком внимательно смотрят на то, какой у тебя диплом». Вопросом о том, готов ли наниматель принять на работу, а главное оплачивать квалифицированного специалиста с иностранным дипломом, задается и студентка ПГУ Дарья Вершинина. «Работодатель просто говорит: «извините, мы вас «не потянем», - рассказывает Дарья о своем опыте трудоустройства. – Найти работу по статусу можно только в Москве или в Питере».

Впрочем, профессор Финансового университета при правительстве РФ Яков Пляйс уверен в том, что государство не может быть модернизировано без обновления системы образования. По мнению профессора, уровень обучения в России падает с каждым годом: «85% выпускников получают высшее образование, это непорядок. Тем более, что большая часть из них своим дипломом не пользуются. Государство же тратит средства» - говорит Пляйс. Но при внедрении европейской школы нельзя забывать о некоторых особенностях знаний. Если, например, математика, - универсальный предмет и в России, и в Европе, то такие области науки, как история, политология в разных странах выглядят по-разному. Когда специалист возвращается в Россию, перед ним встаёт проблема адаптации знаний. Получается, что не все теоретические навыки он может применить в своей стране.

Другая проблема – ассимиляция студентов, которые предпочитают после получения образования остаться в Европе. Профессор Пляйс уверен: для того, чтобы от европейского обучения был толк, нужно создавать европейские вузы в России, а не отправлять молодежь за рубеж.

С этим поспорил Глава отдела прессы и информации Представительства Европейского союза в России Денис Даниилидис. «Кроме профессионального опыта есть еще и опыт гражданский. Чтобы понять Европу, нужно там побывать, узнать особенности климата, менталитет жителей, почувствовать вкус свободы, когда за час можно пообщаться с людьми из совершенно разных стран. Европейский вуз в России этого не заменит, - подчеркнул Даниилидис. - А для того, чтобы люди возвращались, есть простой рецепт – развивать российскую экономику. Если людям будет, где работать, они приедут обратно».

Обсуждение актуальных вопросов длилось еще почти два часа. Но в одном были согласны все участники круглого стола, взаимодействие Европейского союза и России необходимо обеим сторонам.   

Фоторепортаж


Поддержка данного мероприятия (проекта) была осуществлена Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.